Что говорит Wiccan Rede?


Перед тем, как излагать разные соображения по поводу Wiccan Rede, я поясню некоторые особенности нашей религии. Поскольку по нашим представлениям мир является цельным и неразделенным (на «по эту» и «потусторонний»), а палингенезис (цепь перерождений) свойственен всему живому, то религиозные ритуалы запросто смешиваются с бытовыми занятиями, а боги с легкостью меняют имена и образы в зависимости от места и эпохи.
Те имена богов, которые встречаются в тексте, не столь важны – для нас это в любом случаи образы Богини и Бога. Религиозные объяснения тех или иных действий также не играют принципиальной роли – для нас это в любом случае отражение человеческой практики, сохранившейся благодаря своим полезным или по крайней мере интересным результатам. С этой позиции предпочтительно рассматривать все содержание Wiccan Rede , а также комментариев к нему.
Wiccan Rede (Викканский Совет) – это наиболее известный и одновременно наиболее загадочный документ «ведьмовской традиции» (witchcraft tradition). Вообще-то в викке принято писать ясным языком, не создавая тайн на пустом месте. Наша религия естественна, а естественность предполагает ясность.

Время создания того текста Rede, о котором здесь пойдет речь, не определено точно. Стиль написания указывает на средневековую эпоху. На нее же указывают и фрагменты Wiccan Rede, встречающиеся в протоколах инквизиции XV – XVI века. С другой стороны, упоминания некоторых ритуальных действий, связаны с религией жителей Арморики и Британских островов I – II века до н.э., и можно предположить, что Wiccan Rede опирается на тексты того периода.
В любом случае, текст Rede, который распространен в наше время, написан на английском XIX века. Мы можем только догадываться, какой язык лежал в основе оригинала (или оригиналов – поскольку могло существовать несколько равноправных независимо друг от друга скомпонованных и записанных текстов).
Широкой публике полный текст Wiccan Rede стал доступен лишь после викканского возрождения в середине XX века и последующие полвека исследовался различными группами заинтересованных лиц – как любителями, так и профессионалами.
Эти исследования, как и мое собственное любительское исследование, являются не окончательными и во многом спорными.

В начале приведу те мнения, которые являются наиболее достоверными.
1) Стиль простонародных рифмованных строк, использованный в Wiccan Rede, указывает на то, что текст был предназначен для устной передачи, без записи. Это естественно, поскольку в средневековой христианской Европе за принадлежность к религии викка сжигали заживо. Любой викканский текст, обнаруженный в доме, был достаточным для смертного приговора всей семье, живущей в этом доме, включая малолетних детей.
2) Разбиение Rede на 13 четверостиший связано с принципом организации средневековых викканских кругов или ковенов (coven). В каждый ковен входило ровно 13 человек (называвшихся witch или warlock – ведьма или колдун), при этом связь с любым другим ковеном поддерживалась через кого-то одного. Это обеспечивало наименьшее число жертв в случае ареста членов какого-либо ковена христианской инквизицией.
3) Неясности в тексте Rede связаны с тем, что в период христианского средневековья виккане вынуждены были пользоваться иносказаниями, которые были понятны только «своим» и непонятны христианам. Эти иносказания были основаны на оборотах и символах, характерных для религий старой Европы, до появления христианства.
4) В Wiccan Rede определенным образом сгруппированы жизненные советы, указания на ритуалы и праздники, а также, быть может «кодовые фразы», по которым виккане узнавали друг друга без риска быть узнанными христианскими осведомителями. Некоторые из фраз - двустиший похожи на поговорки или присказки, так что их можно «случайно» вставить в обычный разговор.

Дальше я буду излагать более спорные предположения, к которым надо отнестись критически.

1. Закольцованность.

Тому, кто хорошо знаком с традициями викки, не покажется странным предположение о закольцованности Wiccan Rede. Первое четверостишье может интерпретироваться, как следующее за тринадцатым.

(13) True in Love ever be,
Lest thy lover's false to thee.
Eight words the Wiccan Rede fulfill:
An ye harm none, do what ye will.
(1) Bide the Wiccan Laws we must
In Perfect Love and Perfect Trust.
Live and let live,
Fairly take and fairly give.

(13) В любви будь всегда правдив
Чтобы и любимые не лгали тебе
Всего восемь слов составляют совет:
Не причиняя вреда, делай то, что ты хочешь.
(1) Придерживайся викканских правил
В безупречной любви и доверии
Живи сам и дай жить другим.
Честно принимай, и честно отдавай.

В общем-то, эти 8 строчек составляют основу викканского образа жизни, но еще несколько важных жизненных советов содержатся в четверостишьях 10 – 12. Надо сказать, что викка – это религия романтичная и практичная, поэтому ритуалы и советы «по жизни», мифы и поучительные истории, у нас не разделяются. Ведь если смотреть на вещи без предрассудков, то все, что мы делаем – это наша жизнь, как бы не называть ту или иную ее составляющую.

(10) Where the rippling waters go,
Cast a stone and truth you'll know.
When ye have a true need,
Hearken not to others' greed.
(11) With a fool no season spend,
Lest ye be counted as his friend.
Merry meet and merry part,
Bright the cheeks and warm the heart.
(12) Mind the Threefold Law you should,
Three times bad and three times good.
When misfortune is enow,
Wear the blue star on thy brow.

(10) Там, где бурлит текучая вода,
Брось камень и узнаешь правду.
Когда ты сам сильно нуждаешься,
Не слушай о том, в чем нужда у других.
(11) Не проводи время с дураком,
Чтоб не прослыть его другом.
И встречайся, и расставайся весело,
С ясным лицом и теплом в сердце.
(12) Придерживайся тройного правила:
Втрое отвечать и на добро, и на зло.
Если невзгоды невыносимы,
Умри спокойно, по своей воле.

Несколько пояснений требует первое и последнее двустишья.
Обычай «спросить совета у воды», описанный в первом двустишье, является очень древним, а его полезность многократно подтверждалась. Видимо, так устроена человеческая психика, что созерцание рисунка, образующегося на потревоженной поверхности текучей воды, помогает собраться с мыслями.
Последнее двустишье написано иносказанием, поэтому и перевод я даю не дословный, а смысловой. Принцип викки – «каждый раз живи, пока живется». Можно добавить «… и не более». Действительность учит, что люди обычно склонны бороться до последнего за каждую свою жизнь – и это естественно. Но бывает, что вопрос стоит так: жизнь либо человеческое достоинство. В подобном случае викка допускает добровольный уход из текущей жизни по спокойному, взвешенному решению. Но гораздо чаще этот совет применяется к текущей жизни: «если жить, как живешь - невыносимо, то брось все и постарайся начать жизнь заново». Многим такая смена судьбы удается – при условии, что она предпринята по взвешенному решению.

7 предыдущих четверостиший - со 2 по 9 иногда считают исключительно «колдовскими», т.е. обрядовыми, но по-моему это не совсем так.

(2) Cast the Circle thrice about
To keep the evil spirits out.
To bind the spell every time
Let the spell be speak in rhyme.

(2) Очерти тройной круг около себя,
Чтобы держать злые силы вовне.
Всегда связывай свою речь,
Пусть речь будет в рифму.

Собственно говоря, идея тройного круга и идея рифмованного «заклинания» пришла в викканские ритуалы из повседневной жизни.
Первая идея касается защиты индивидуального пространства, или «privacy». В древности это было связано с местом вокруг семейного очага, но сейчас нам ближе другая интерпретация. Представим себе несколько концентрических сфер вокруг себя. Внутренняя – это сфера интимного контакта, это то, что касается лишь самого человека и его любимых, никому другому не должно быть доступа туда. Средняя – это сфера быта и личной жизни. Здесь - дом, друзья и близкие, те, кого человек хочет видеть рядом с собой. Внешняя – это сфера отношений с добрыми соседями, с коллегами по работе и вообще с теми, кому человек склонен доверять в делах. Три сферы являются фильтрами, которые следует контролировать, чтобы не допустить вмешательства посторонних сил в собственную жизнь и жизнь любимых. Виккане доброжелательны к окружающему миру и людям, но это совсем не «жизнь нараспашку». Есть такой принцип: «мой дом открыт только для моих гостей».
Вторая идея – идея рифмы связана с точностью и ответственностью словесных формулировок. Задолго до изобретения фонетической письменности, люди использовали два приема запоминания и передачи важных сведений: пиктограммы и ритм устной речи. Пиктограммы в общих чертах отражали смысл сообщения, а ритм обеспечивал точное воспроизведение слов (при ошибочном воспроизведении ритм ломался, или рифма пропадала). Сейчас вроде бы нужда в этом отпала, но определенная польза сохранилась. Попробуйте сами прежде чем записывать какую-то мысль, выразить ее в ритмичных и рифмованных строках – и увидите, как у вас сразу возникнет несколько альтернативных формулировок. Это не значит, что рифмованная формулировка окажется идеальной, но очень может быть, что у вас родится новая формулировка .которая будет яснее и точнее первоначальной.

Следующая группа четверостиший Rede уже непосредственно касается ритуалов. Но, как и все, что есть в викке, ритуалы пересекаются с прагматикой жизни.

(3) Soft of eye and light of touch,
Speak little, listen much.
Deosil go by the waxing moon,
Chanting out the Witches' Rune.
(4) Widdershins go by the waning moon,
Chanting out the baneful rune.
When the Lady's moon is new,
Kiss the hand to her, times two.
(5) When the moon rides at her peak,
Then your heart's desire seek.
Heed the North wind's mighty gale,
Lock the door and drop the sail.

(3) Гляди мягко, касайся легко,
Говори меньше, слушай больше.
Ходи по Солнцу при растущей Луне.
Следуй руне ведьм.
(4) Ходи против Солнца при убывающей Луне.
Следуй руне бедствий.
В новолуние богини
Дважды поцелуй ей руку.
(5) В полнолуние
Ищи, чего желает сердце.
Слушайся порывов северного ветра.
Запри двери, и спусти паруса.

Первое двустишье – это вполне практичный совет о том, как себя вести в обществе. Он ясен и не требует комментариев.
Следующие 4 двустишья относится к «рунической лунной магии».
Растущая Луна считается благоприятным временем для открытого действия (хождения по Солнцу). «Руна ведьм», ALGIZ (стилизованный человеческий торс с воздетыми к небу руками) - это руна победы, уверенности в своих силах и жизненной энергии.
Убывающая Луна, как считается, благоприятна для скрытого действия (хождения против Солнца). «Руна бедствий», NAUTHIZ (асимметричный косой крест) – это руна, ожидания и терпения, обозначающая также изобретательность в стесненных обстоятельствах.
Новолуние: пробуждение богини, момент времени, который, как считается, определяет события следующего лунного цикла. «Дважды поцеловать руку»: здесь имеется в виду руна PERTH (две стилизованные руки, указывающие в разные стороны) – руна времени и перемен, точка схождения прошлого, настоящего и будущего.
Полнолуние: как считается, время наивысшего подъема человеческой воли. Говорят, что полнолунию соответствует руна DAGAZ (два симметричных треугольника, вершины которых сходятся в центре) - руна новых начинаний, озарений, трансформации.
Последнее двустишье относится к «магии времен года и сторон света» - эта тема продолжается в четверостишьях 6 и 7.

(6) When the wind comes from the South,
Love will kiss thee on the mouth.
When the wind blows from the West,
Departed souls will have no rest.
(7) When the wind blows from the East,
Expect the new and set the feast.
Nine woods in the cauldron go,
Burn them fast and burn them slow.

(6) Когда ветер придет с юга,
Любовь поцелует тебя в губы.
Когда ветер подует с запада,
Ушедшим душам не будет покоя.
(7) Когда ветер дует с востока,
Ждут нового и устраивают праздник.
Девять поленьев чтобы котел нагрелся.
Жги их быстро, но не торопясь.

Здесь в необычном порядке иносказательно названы главные викканские праздники: Ноябрьский Самайн – Samhain (северный ветер, время прихода холодов, начало зимних сумерек, время ночи, отсюда – опущенные паруса и запертые двери). Этот день был посвящен древним предкам рода (у кельтов – Кайлинг и Кухулину), которые после наступления темноты могут нашептать нынешнему поколению много полезного. Считалось хорошим тоном поговорить и о менее отдаленных предках, можно было даже приврать немного для красоты – это воспринималось с пониманием. Самые удачные байки становились легендами – так появился Джон Пумпкин (John Pumpkin), который после смерти якобы обыграл в кости демонов подземного мира и получил возможность слоняться по земле в темное время суток (это его изображает тыквенная голова со свечой внутри).
Августовский Лугназад – Lughnasadh (южный ветер, время спортивных игр и мирного соперничества как говорят, этот праздник был установлен в память о завершении междоусобной войны, когда юноши вернулись домой и встретили своих любимых). В этот день чествовали богов Солнца, Неба и плодородной земли – Луга, Крайну и Таиль (кельты почитали Таиль, как одно из воплощений богини-прародительницы Даны).
Февральский Имболк – Imbolc (западный ветер, начало перехода к весне, традиционно - время посвящения ведьм, передачи опыта поколений, отсюда – «не будет покоя ушедшим душам»). Этот день был посвящен Бригит – трехликой, богине магии (в средиземноморье ее называли Гекатой).
Майский Бельтан – Beltane (восточный ветер, приход тепла, канун лета, время веселья, праздник, в который принято собираться большой кампанией на весь световой день у костра, где в котелке варится что-нибудь вкусное, под открытым небом, мечтать о будущем, отсюда - «ожидания нового»). Котел, как говорят, является изобретением бога Дагда – одного из старших. Но сам Бельтан (Баал Тинне) был посвящен богам-прародителям Дане и Белу в их изначальных воплощениях (в средиземноморье – Диана или Тана и Баал). Праздник отмечался, как правило, по лунному календарю (первое полнолуние мая) – исторически лунный календарь предшествовал солнечному.

Четверостишья 8 и 9 посвящены «магия огня» и связаны с «Колесом времени», непосредственно с годичным циклом.

(8) Elder be the Lady's tree,
Burn it not or cursed you'll be.
When the Wheel begins to turn,
Let the Beltane fires burn.
(9) When the Wheel has turned to Yule,
Light the log and the Horned One rules.
Heed ye Flower, Bush and Tree,
By the Lady, blessed be.

(8) Старшее – это древо богини.
Не жги ее, или будешь проклят.
Когда Колесо начинает поворот,
Пусть горит огонь Бельтана.
(9) Когда Колесо повернулось к Йолю,
Горит колода, и Рогатый правит.
Прислушивайся к цветку, кусту, дереву,
И будь благословен богиней.

Первое двустишье связано с ассоциацией между старейшими деревьями данной местности и мировым деревом, считавшимся основой мироздания. Такие деревья украшали на Бельтайн и относились к ним с почтением. В современной викке этот обычай сохранился, как бережное отношение к любым островкам нетронутой природы.
Дальше говорится о повороте годичного колеса от мая (когда зажигают огонь в часть Бела и Даны) и летнего солнцестояния в июне – к Йолю, зимнему солнцестоянию, когда колесо снова поворачивается на лето. Йоль (юла, круговорот) отмечает символическую ось времени. На Йоль принято зажигать круглую колоду и скатывать со снежной горы огненное колесо. Отсюда, кстати, произошли крутящиеся новогодние фейерверки.
На Йоль принято вспоминать о первоначальном образе бога охотников – он и называется Рогатым. Рога исходно – символ добычи в сезон зимней охоты. Первые изображения бога охотников – человек, несущий на спине тушу добытого животного, так что рога торчат над его головой.
Последнее из «колдовских» двустиший напоминает о центральном аспекте викки: мы часть природы, наша жизнь и наши боги вплетены в общую ткань мироздания. Все, что нас окружает, способно научить нас чему-то полезному и важному, надо только уметь наблюдать то, что происходит и разумно использовать принципы движения, общие для всей природы. В обиходе это часто называется колдовством (witchcraft), отсюда и название нашей религии – wicca.

Приложение: Предрассудки вокруг викки, попавшие в «википедию»
Полный разбор статьи «викка» из википедии.
(текст из википедии обозначаю W, мои комменты обозначаю А.Г.):

W: Викка (англ. wicca) — комплекс религий Нью-Эйдж неоязыческого, ведьмовского толка.

А.Г: Не очень содержательно, IMHO. Я вот не понял, что эта фраза значит.

W: Викка представляет собой реконструкцию традиций солярных культов Стоунхеджа, средневековых обрядов ведьм и религии кельтских друидов в сочетании с современными оккультными представлениями.

А.Г: При чем тут Стоунхэндж и друиды?
Стоунхэндж построен сравнительно недавно, где-то в 2200 до н.э., а викка уже существовала за 7 - 8 тыс. лет до того. Викканские мегалиты совсем другие, это - дольмены (а не кромлехи).
Викка никогда не была солярным культом, солярные культы появились только в 4-м тыс. до н.э.
У друидов своя религия, красивая, замечательная, но это - не викка.

W: Викка основана на реконструированных традициях Старой Европы. Дистанцируются от сатанизма и практикуют магию природы. Адепты этого движения держат хранителей и собираются на шабаши. Объединяются в кружки — coven, в специальных местах — coven-stead.

А.Г.: Почему только Европы? Когда викка появилась, никого не волновало, где там Европа, а где - Азия с Африкой. Наши боги одни и те же везде. И зачем нам специально дистанцироваться от сатанизма? Мы просто разные. Можно еще написать, что мы дистанцируемся от ислама, христианства, индуизма и марксизма-ленинизма. С другой стороны, для ортодоксальных христианских богословов мы - натуральные сатанисты, поскольку наши боги по их учению - бесы.
Не понял, что это за "хранители" и "специальные места" для "шабаша" (гора Брокен что ли)? У нас есть историки и философы, как и у всех, а собираемся мы там, где нам удобно с учетом целей встречи.
И что такое "магия природы"? Есть разве еще какая-то магия?

W: Центральное место в религии викка занимает магия — управление энергией жизни, с помощью совершаемых в полнолуния и не только обрядов.

А.Г.: не верно. Центральное место в викке занимает жизнь. а магия - это метод. (то, что о праздниках, в общем, правильно, хотя астрономически они солярно-лунарные, а не строго солярные)

W: Основное правило: «Если это никому не вредит, делай, что хочешь». Адепты викки принимают теорию реинкарнаций.

А.Г.: Это правило не основное, а последнее из 13, входящих в Wiccan Rede, оно завершающее (Eight words the Wiccan Rede fulfill: An ye harm none, do what ye will.)
Викка признает не реинкарнации, а палингенезис, это другое явление, которое можно объяснить и проверить на опыте (я об этом рассказывал).

W: Традиции викки
Александрийская викка — основана Александром Сандерсом в Англии
Волшебная викка
Гарднерианская викка — основана Джеральдом Гарднером. Культ Великой Богини и Рогатого Бога. Обнажённость во время исполнения ритуала символизирует близость к природе
Дааническая викка — основана в 1981 во Франции Анной Лис. Структурные подразделения представляют собой ковены — общины
Кельтская викка
Стикс викка — основана в 1973
и другие...

А.Г: ... добавить сбитых сливок, соленых огурцов, красной икры, залить аперитивом и хорошенько взболтать.
Ковены - это именно викканские общины, а "структурные подразделения", и то, что в W назвали "традициями" как раз и есть ковены (в W названы те, которые шире всего описаны в популярной литературе).
Богиня и Рогатый бог - это уже общие викканские боги, а не только гарднеровского ковена. Обнаженность при некоторых ритуалах символизирует не близость к природе (мы, не близки к природе, мы - ее часть, даже если оденем шубу и валенки). обнаженность - это открытость общению, это расширение коммуникации, экспресии и эмпатии.

Автор А. Гирин
Источник +
Примечание. Сейчас в Википедии другая статья.