Викка


Викка — религия, основанная на почитании природы, ее последователи встречаются во многих странах мира. Она стала популярна в 1954 году благодаря Джеральду Гарднеру, британскому государственному служащему в отставке. Он утверждал, что религия, в которую он был посвящен, - это выжившая современная религия древнего колдовства, которая тайно существовала в течение многих столетий, имеющая корни в дохристианском европейском язычестве. Истинность утверждений Гарднера не может быть однозначно доказана, потому считается, что викканская теология возникла не ранее 1920х годов.

С тех пор различные викканские традиции развивались или же были адаптацией учения, основанного Гарднером, известного как гарднерианская викка. В каждой викканской традиции существуют свои верования, ритуалы и практики. Множество викканских традиций все еще держатся в тайне и предполагают посвящение своих последователей. Существует так же движение эклектических виккан, не считающих традиционное посвящение необходимым для того, чтобы практиковать викку.

Основные принципы

Поскольку в викке не существует централизованной организации и единственного «ортодоксального» направления, верования и практики виккан могут значительно отличаться, как у отдельных виккан, так и у отдельных традиции. Как правило, главные религиозные принципы, этика и структура ритуала являются всеобщими, так как они являются ключевыми элементами традиционных учений и публикуемых материалов на эту тему.

Практикуемая посвященными в традицию Джеральда Гарднера, викка является разнообразием колдовских учений, основанных на религиозных и магических концепциях. Отличительными чертами викки являются не только религиозные верования, но так же и практика магии, философия этики, система посвящения, организованная структура и секретность. Некоторые из этих верований и практик были приняты людьми, не входящими в эту традицию, которые называются эклектическими викканами. Они отрицают необходимость инициации, строгой секретности, и организованной иерархии, и их верования могут в значительной степени различаться. Некоторые эклектичные виккане не только не практикуют магию, но даже называют себя ведьмами. Виккане не обращают в свою веру, а посвящающие группы могут даже отказывать в членстве некоторым людям, так как посвящаемый считается жрецом или жрицей и обязан развить свои способности, так же как и ответственность за их использование.

Викка – это лишь один из видов языческого колдовства, в котором существую различные форматы ритуалов, празднования времен года, религиозные, магические и этические предписания. Другие формы колдовства существуют во многих культурах, и их практики значительно различаются. Многие, хотя и не все, виккане, называют себя язычниками, однако собирательный термин язычество относится ко многим религиям, не имеющим отношения к викке или колдовству.

Божественность

Для многих виккан, викка это дуотеистическая религия. В книге "Современная Религия Природы" авторы пишут: "Божества викки считаются воплощением жизненной силы, проявляющейся в природе." Богиня и Бог считаются дополняющими друг друга противоположностями, баланс которых подмечен в природе. Иногда их символами выступают Солнце и Луна, и из-за своей ассоциации с луной, Богиня становится Триединой Богиней, в аспектах Девы, Матери и Старухи. Некоторые виккане считают Богиню создательницей, так как она содержит и творит всё. Бог – искра жизни, и ее вдохновение, одновременно являющийся ее возлюбленным и ребенком. Это отражается в традиционной структуре ковена. В некоторых традициях, особенно феминистических ветках Дианической викки, считается, что Богиня содержит в себе всё, а Бога вообще не почитают. Викка - имманентная религия, и для некоторых виккан эта идея так же содержит элементы анимизма. Ключевым верованием для викки является то, что богини и боги способны проявляться в личностной форме, чаще всего через тела жриц и жрецов. Вышеуказанный вид проявления является целью ритуала Опускания Луны (или Опускания Солнца), когда Богиню призывают войти в тело жрицы (или Бога – в тело жреца), чтобы достичь божественной одержимости.

Согласно Гарднеру, боги викки – это древние боги британских островов: Рогатый Бог и Великая Мать Богиня. Гарднер так же утверждает, что существо, вышестоящее над этими главными богами признано ведьмами, как первичный создатель, который остается неизвестным.

Некоторые виккане являются монотеистами, почитая Бога и Богиню, как Единое. У многих же присутствует дуотеистическая концепция божества, как Богини (Луны, Земли и моря) и Бога (леса, охоты и мира животных). Это понятие часто расширяется в своего рода политеизм, верой в то, что богини и боги всех культур – это аспекты этой пары (или же только одной Богини). Другие считают, что различные богини и боги – это отдельные и разные личности. В то же время есть и те, кто считает богов не живыми личностями, а архетипами или мыслеформами. Некоторыми группами так же признана объединенная высшая форма божества. Патриция Краутер назвала его Драйтэн. Джэнет Стюарт и Гейвин Боун заметили, что викка становится более политеистичной по мере своего взросления, и приемлет более традиционное языческое мировоззрение.

Элементы

Классические элементы – это ключевое понятие викканского мировоззрения. Любая проявляющаяся сила или форма выражает один из четырех архетипических элементов — Земля, Воздух, Огонь и Вода – или же комбинацию нескольких из них. Некоторые добавляют пятый элемент, называемый Дух, который содержит в себе четыре вышеперечисленных элемента (его так же называют эфир или Акаша). Пять углов пентаграммы символизируют, помимо прочего, четыре элемента и дух, находящийся над ними. При построении магического круга четыре основных элемента визуализируют в сооствествии с их значением в четырех сторонах света.

Ритуал

Во время практики магии и сотворения заклинаний, а так же во время разнообразных праздников, виккане пользуются различными ритуалами. В типичных обрядах ковен или викканин-одиночка собирается внутри ритуально очищенного и построенного магического круга. Звучат молитвы Богине и Богу, призываются «Хранители» Севера, Востока, Юга и Запада, и иногда творятся заклинания.

Обычно в круге присутствует алтарь, на который помещаются ритуальные предметы. Перед входом в круг некоторые традиции постятся в течение дня, и/или совершают ритуальное омовение. После завершения ритуала воздается благодарность Богине и Богу, а так же Хранителям, и круг «разрушается».

Ритуальное одеяние

Наиболее неожиданным аспектом викки, в особенности гарднерианской, является традиционная практика колдовства в обнаженном виде, так же известном как «небесные одежды». Эта практика, по видимому, происходит из традиции Арадии, но часто нарушается, нежели соблюдается. Работа в «небесных одеждах» проходит в основном посвященными викканами, которые превосходят по численности эклектиков, менее строго соблюдающим традиции. Когда виккане работают одетыми, они могут облачиться в ритуальную робу, пояс, одежду в средневековом стиле или же просто уличную одежду.

Инструменты

Многие виккане используют в своих ритуалах определенный набор магических инструментов. Он может состоять из метлы (помела), котла, чаши, жезла, Книги Теней, алтарного покрова, атама, болина, свечей, кристаллов, пентакля и благовоний. Часто используются предметы, символизирующие Богиню и Бога. Каждый из инструментов имеет свое собственное предназначение. Сами по себе предметы – это просто предметы, однако они часто посвящаются или заряжаются с определенной целью, и потому используются только по прямому назначению. По этой причине, считается грубостью трогать чужие предметы без разрешения.

Важные события

У виккан существует множество событий, имеющих религиозное значение. Каждое полнолуние, а в некоторых случаях – и новолуние, отмечаемое посредством ритуала, называется Эсбат. Виккане так же празднуют Колесо Года, с его восемью праздниками, известными под названием Саббаты/Шабаши. Среди них - четыре великих праздника, отмечающих смену времен года, совпадают с древними кельтскими огненными праздниками. Это Самайн, Белтайн или Канун Мая, Имболк, и Ламмас или Лугнасад. Четыре меньших праздника – это Летнее и Зимнее Солнцестояние, а так же Весеннее и Осеннее Равноденствие, в некоторых группах их называют так: Лита, Йоль, Остара, и Мабон.

Названия этих праздников в основном заимствованы из немецких языческих и кельтских политеистических праздников. Не смотря на это, праздники не являются естественной реконструкцией, часто они отличаются от своих исторических двойников, однако являются универсальными. В ритуальных празднованиях может отражаться культурное влияние тех праздников, название которых они носят, а так же влияние других культур, не имеющих к ним отношения.

«Хэндфастинг» («Сплетение рук») – еще один праздник, который отмечают виккане. Этот термин означает викканскую свадьбу. Некоторые виккане отмечают временный брак, длящийся год и один день, который, согласно некоторым традициям, проходит в Ламмас (Лугнасад), так как в Ирландии в это время по традиции заключались временные, "городские браки".

Викканские семьи могут проводить ритуальный обряд для новорожденных под названием «викканнинг», который является аналогом «крещения». Цель этого обряда – вручить ребенка на попечение и защиту Богини и Бога. Не смотря на это, согласно важности свободной воли в викке, ребенок не обязан становиться викканином или придерживается языческого пути, если не захочет этого, когда станет достаточно взрослым для принятия собственного решения.

Мораль

Викканская мораль в основном основывается на (часто неправильно трактуемом) Викканском Наставлении: Если это никому не вредит, делай, что изволишь. Часто это трактуется, как провозглашение свободной воли, наряду с обязательством отвечать за собственные поступки. Другая часть викканской морали заключается в Законе Троекратного Возвращения, которые понимается так: все, что ты сделаешь другим, вернется к тебе троекратно.

Многие виккане так же стремятся обрести восемь достоинств, упомянутых в Завете Богини авторства Дорин Вальенти. Это радость, почтение, уважение, человечность, сила, красота, мощь и сострадание. В стихе Вальенти эти качества распределены попарно, как дополняющие противоположности, отражающие дуализм, присущий викканской философии. Некоторые традиционные викане так же принимают во внимание свод из 161 правила, носящих название Ардеинс (Ardanes). Вальенти, одна из высших жриц Гарднера, отметила, что эти правила, скорее всего, были изобретением самого Гарднера на псевдо-архаическом языке. Это как бы побочная реакция на внутренний конфликт с его ковеном Брикет Вуд.

Не смотря на то, что Гарднер поначалу испытывал отвращение к гомосексуализму, утверждая, что это вызовет «гнев Богини», сейчас многие викканские традиции относятся к этому весьма спокойно.

Книга Теней

В викке личный дневник называется Книга Теней, он ведется лично каждым последователем, и очень схож с гримуаром. В традиционных группах, например, следующих традиции Гарднера, содержание книги держится в тайне ото всех, кто не является членом традиции (т.е. тем, кто посвящает, и был посвящен в определенный ковен). Однако некоторые версии Книги были опубликованы. Отрывки этих опубликованных версий, такие как «Викканское Наставление» и «Завет Богини», так же, как и другие опубликованные издания о викке, были приняты непосвященными или эклектическими викканами. Они обычно пишут свои собственные книги, содержание которых часто известно лишь им самим.

Традиции

«Традиционность» в викке обычно подразумевает посвящение в определенную традицию. Существует множество таких традиций, но помимо того есть и одиночные или эклектические виккане, не связанные с какой-либо определенной традицией, некоторые из которых работают в одиночку, а другие присоединяются к ковену. Так же существуют другие формы колдовства, не имеющие отношения к викке. Традиции США прекрасно описаны в «Низведении Луны» Марго Адлер, «Спиральном Танце» Стархоук, и «Ее тайные дети: пробуждение викки и язычества в Америке» Чаз С.

Недостаток согласованности в установлении определяющей категории в викканских общинах часто приводил к путанице между традиционными викканами и эклектическими традициями. Это может рассматриваться в обычном описании многих эклектических традиций, так же как и в традиционных. В соединенных Штатах, где обычно и происходит путаница, виккане различных традиций, которые происходят из гарднерианской традиции, могут называть себя викканами британской традиции.

Ковены и виккане-одиночки

Традиционная викка предполагает наличие ковенов, которыми руководят посвященные высшая жрица и высший жрец. Ковены являются автономными, часто высшая жрица и высший жрец в них работают в паре, будучи парой, где оба из них прошли посвящение первой, второй и третьей степени. Изредка лидеры ковена прошли только вторую степень посвящения, в данном случае они находятся под руководством родительского ковена. Посвящение и обучение новой жрицы или жреца часто происходит в окружении ковена, но это не обязательное правило, и некоторые посвященные виккане не поддерживают отношений с каким-либо ковеном.

В отличии от традиционных, эклектические виккане наиболее часто практикуют в одиночку. Однако некоторые из этих «одиночек» могут посещать собрания и другие общественные мероприятия, но проводят свои духовные практики (Саббаты, Эсбаты, заклинания, почитание Богини и Бога, магическую работу, и т.д.) в одиночестве.

Наиболее часто в викканской традиции придерживаются идеального числа участников ковена – 13, однако это не является незыблемым правилом. На самом деле во многих ковенах в Соединенных Штатах количество участников гораздо меньше, однако их численность может возрастать на «открытых» ритуалах, которые посещаются викканами-одиночками. Когда участников ковена уже больше идеального количества, ковен обычно «разделяется» на несколько ковенов, которые все же взаимосвязаны, как община. Сплоченность нескольких ковенов во многих традициях часто называют рощей.

Посвящение в ковен традиционно предшествует испытательному сроку периодом хотя бы в год и один день. В некоторых ковенах в течение этого периода времени может проводиться церемония «посвящения богам», иногда перед самим посвящением в ковен, чтобы человек мог посещать определенные ритуалы на испытательной основе. Некоторые виккане-одиночки тоже предпочитают обучаться в течение года и дня перед самопосвящением в религию.

Традиционная и Эклектическая викка

Викка, практикуемая Гарднером и его последователями, была и является тайным и эксклюзивным сообществом религиозного колдовства, в которое возможно войти только посредством инициации (посвящения) другим викканином. Однако с 1960х годов другие, непосвященные люди стали применять термин «викка» для обозначения своих верований и практик, в большей или меньшей степени отличающихся от традиционных. Виккане, не относящиеся к традиции Гарднера, называются эклектическими викканами, "которые свободны в своих практиках, применяя те техники, которые работают для них, независимо от их происхождения». Эклектические виккане сейчас превосходят по количеству традиционных виккан, а их верования и практики заметно различаются.

В эклектическом викканском движении существует еще большее разнообразие религиозных верований, а секретность и организованность не играют важной роли. В основном эклектические виккане принимают ритуальный формат и этические принципы, похожие на традиционные. Небольшое количество эклектических виккан абсолютно не считают себя ведьмами, а так же не практикую магию.

Секретность и посвящение

Некоторые последователи традиционных викканских учений считают, что термин «викка» допустимо применять только для обозначения тех, кто прошел посвящение в традиционную викку (гарднерианскую или александрийскую, или же отколовшуюся от них сикс-викку), потому что практики эклектической викки в значительной степени отличаются от религии, основанной Гарднером. Однако, этот термин широко применяется людьми, не прошедшими посвящение в традиционный ковен. Эклектические виккане могут проводить ритуалы самопосвящения, и работать в одиночку, как одиночные последователи викки, или время от времени работать в группах, а не в структурированных ковенах. Таким образом, эклектическая викка разделяет некоторые основные религиозные принципы, этику и ритуальный формат традиционной викки, но она не разделяет ее организованную структуру, или веру в то, что в процессе викканского посвящения сила передается от посвящающего к посвящаемому. Поэтому, некоторые традиционные виккане приняли термин 'британская традиция викки' для обозначения своего собственного движения.

В традиционных формах викки существует три степени инициаций. Первая степень служит для того, чтобы стать ведьмой и вступить в ковен; те, кто стремится преподавать, могут, в конечном счете, пройти вторую и третью степень инициации, получив звание "Высший Жрец" или "Высшая Жрица" и возможность организовывать новые ковены.

После посвящения некоторые виккане принимают новое «колдовское имя», символизирующее их духовное «возрождение», которое станет их магическим альтер-эго, или просто позволит сохранить анонимность, когда человек появится в общественном месте как ведьма.

Верования

Викканские верования в разных традициях могут различаться. Но некоторые из них являются общими для многих традиций. Эти верования не навязываются им никакой доктриной или властным лицом. Некоторые из этих верований: реинкарнация, воздаяние (карма) так же разделяются многими языческими и нео-языческими религиями, а так же буддизмом (с небольшими изменениями) и индуизмом.

Реинкарнация

Реинкарнация или возрождение – это вера в то, что человеческая душа или дух не перестает существовать с наступлением физической смерти, но возрождается снова в другой жизни и в другом теле. Некоторые виккане верят, что они могут реинкарнировать не только в человеческом теле. Но по верованиям сикс-викки человек может реинкарнировать только в той же форме. Пример: человек всегда будет воплощаться как человек, собака – как собака и т.п.

Воздаяние

Воздаяние или карма является верованием в то, что человек должен расплачиваться за свои поступки. Это значит, что если человек вредит другим, это вернется к нему, а если он делает другим добро, то добро вернется к нему в виде удачи. Многие виккане верят в закон троекратного воздаяния, где говорится: что бы человек ни сделал, все вернется к нему, но не единократно, а троекратно. Он основан на Викканском Наставлении (Wiccan Rede), где утверждается: Если это никому не вредит, делай, что изволишь, ведь если это будет злой поступок, он вернется к сделавшему его.

Викка - история и этимология

Происхождение

История викки вызывает много споров. Гарднер утверждал, что викка является одной из выживших матриархальных языческих религий древней Европы, которой его обучили члены ковена Нью-Форест; их ритуалы были отрывочны и в основном были переписаны им. Такие авторы, как Эйдан Келли и Фрэнсис Кинг, утверждали, что Гарднер переработал их полностью, добавляя элементы из работ Маргарет Мюррей, заклинания из Арадии и практики церемониальной магии.

Хезельтон приходит к выводу, что, несмотря на то, что Гарднер возможно ошибался относительно древнего происхождения религии, его рассуждения о ней сделаны большей частью добросовестно. История Гарднера такова: после отказа от путешествий по всему миру он присоединился к ковену Нью-Форест. Позже, опасаясь, что Ремесло закончит свое существование, он работал над своей книгой «Колдовство сегодня», изданной в 1954, за которой последовала «Смысл колдовства» в 1959. Именно из этих книг вышла основная часть современной викки.

Многие ритуалы и принципы Гарднера можно рассматривать как позаимствованные из работ более ранних оккультистов и других дошедших до наших дней источников; оставшиеся первоисточники не образуют целостного материала и в основном используются как замещения и дополнения среди другой информации. Роджер Динели описывает такое явление как мозаику /печворк.

Исаак Боневиц и другие утверждали, что доводы Валиенте и Хезельтона указывают на возрождение начала 20 века, которое Гарднер датировал более ранним временем, а не на оставшуюся нетронутой древнюю языческую религию. Этот аргумент относится к историческим заявлениям Гарднера, которые согласовались с наукой того времени, противоречили более поздней науке. Боневиц писал: «Примерно между 1920 и 1925 гг. несколько фольклористов объединились с розенкрейцерами Золотого Рассвета и членами Семейной традиции, чтобы создать первый современный ковен в Англии, используя информацию самых различных направлений в попытке собрать осколки их языческого прошлого».

Идея верховной Богини-Матери была распространена в викторианской и более поздней литературе; концепция Рогатого Бога – особенно касающаяся Пана и Фавна – была менее распространена, но все же была значительна. Эти идеи были приняты научной литературой и популярной прессой того времени.

Последующее развитие

Гарднерианская викка была мистической религией, предполагающей иницацию, доступ к которой был ограничен теми, кто был инициирован в существовавший ранее ковен. Викка была преставлена Северной Америке Реймондом Баклендом, эмигрировавшим англичанином, посещавшим гарднерианский ковен острова Мэн, чтобы пройти инициацию. Интерес к ней быстро распространился в США: многие были инициированы и многие, не проходя инициацию, создавали свои собственные ритуалы на основе опубликованной информации или своего собственного воображения.

Другим значительным результатом развития религии было создание феминистками в конце 60-х и 70-х гг. эклектического движения, известного как Дианическая викка или феминистическое Дианическое колдовство. Дианическая викка не имеет связи с линией/наследственностью традиционной викки, творчески интерпретирует опубликованные материалы о викке в качестве основы структуры ее ритуалов. Эта определенно феминистическая, ориентированная на Богиню вера не проявляет интереса к Рогатому Богу и не приемлет свойственную гардренианской традиции иерархию и необходимость посвящений. Ритуалы создаются для самопосвящения, чтобы дать людям возможность идентифицировать себя с религией или присоединиться к ней без помощи ковена. Это контрастирует с гарднерианской верой в то, что только ведьма противоположного пола может посвятить другую ведьму. В Великобритании последователи гарднерианской традиции начали проходить свою собственную инициацию, и их число существенно возросло. От одного из них (хотя в действительности утверждается, что эта традиция появилась из традиционного, не-гарднерианского источника) произошла ветвь, известная как Александрийская викка. Возрастающая популярность по обе стороны Атлантики, и в других странах, вместе с увеличением тиражей печатных изданий, рассчитанных на то, чтобы многие люди могли начать практиковать викку, не являясь членом ковена или не проходя инициацию для того, чтобы получить такую возможность. В ответ на это традиционно посвященные виккане в Северной Америке начали описывать свою традицию, как британскую традицию викки. Американский Обзор Религиозной идентификации в 2001 году установил, что, по крайней мере, 134 000 взрослых идентифицируют себя, как виккан в Соединенных Штатах Америки, по сравнению с 8 000 в 1990 годах. Эти цифры удваиваются каждые тридцать месяцев.

Этимология

Термин Wica впервые появился в работах Джеральда Гарднера (Witchcraft Today, 1954, и The Meaning of Witchcraft, 1959). Он использовал слово как неисчисляемое существительное, относящееся к адептам его колдовской традиции ('the Wica'), а не к самой религии. Он называл религию колдовством (witchcraft), а не викка (Wica). Вполне вероятно, что слово происходит от староанглийского слова викка (wicca - произносится /ˈwiʧːɑ/); точно так же, wicca и его женский вариант wice являются предшественниками современного английского слова ведьма (witch).

Существуют несколько предположений более далеких корней происхождения слова witch. В 1891 Чарльз Годфри Леланд писал в сноске: "Witch. В средневековой Англии wicche, относящееся к мужчинам и женщинам, волшебник, ведьма. Англосаксонское wicca - мужской вариант, wice – женский вариант.. Wicca является искажением слова wítga, широко используемому в качестве сокращения wítega, предсказатель, провидец, пророк, маг, волшебник, кудесник, чародей"; а в 1921 этимолог Эрнест Викли отметил возможную связь между witch, готским weihs ("святой") и немецким weihan ("посвящать"), и что вероятная причина связи заключалась в том, что "…жрецы побежденной религии естественным образом становились магами в глазах своих преемников или оппонентов…."

Сам Гарднер утверждал, что узнал об этом термина от членов существующей группы, которая посвятила его в колдовство в 1939: "Я осознал, что наткнулся на кое-что интересное; но я прошел посвящение наполовину до того, как слово Wica , которое они употребляли, ударило меня, словно молния, и я понял, где нахожусь, и что Древняя Религия все еще существует."

Произношение слова Wicca не употреблялось Гарднером, а термин Wiccan (как прилагательное, так и существительное) стали употреблять значительно позже, но сейчас это наиболее часто используемый термин для обозначения последователей викки.

Источник +