Проблемы с "Христианской Виккой"


Для начла я хочу заверить, что не имею ничего против верований «христиано-виккан». Однако их религия носит опасное и нелогичное название, потому что оно намекает на то, что это одновременно христианство и викка, в то время как на самом деле это ни то, и ни другое. Многие «христиано-виккане» даже настаивают на том, что они - практикующие последователи обеих религий, и это утверждение создает весьма непреодолимые теологические проблемы. Честно говоря, настаивать на утверждении поддержания связи с христианством и виккой лишь подрезает крылья этой системе верований: лучше свернуть в своем собственном новом направлении, нежели быть привязанным к двум взаимоисключающим препятствиям.
Далее, в определении христианства и викки я стремилась к наиболее свободным логическим определениям. Фундаменталисты обеих сторон возразили бы, что эти определения слишком общие, но если "христиано-викка" не может встиснуться даже в эти свободные, общие определения, то в таком случае она не может втиснуться и во что-либо более узкое. Я обратилась к словарю в качестве беспристрастного источника, один из которых всегда кажется рациональным источником, когда возникают споры насчет определений:

Христианство: религия, происходящая от Иисуса Христа, основанная на библии, как священном писании, и признанная православной, римско-католической и протестантской группами.
Викка:религия, основанная на до-христианских верованиях и практиках западной Европы, которая признает существование сверхъестественной силы (такой как магия), а так же божеств мужского и женского пола, которые находятся в природе, и которая придает особое значение ритуальному соблюдению сезонных циклов и жизненных циклов.

Библия уходит корнями в верование, что существует только один бог, которого можно почитать, существо, которое сегодня часто называют Богом. Существование других богов отрицается. С другой стороны, викка признает наличие минимум двух божеств, бога и богини. Это основные верования обеих религий, и они не совместимы. Если вы почитаете Бога наравне с богиней, то вы нарушаете заповедь почитать только Бога, и вы отрицаете его существование как единого Бога. Это всеравно что говорить «Я буду тебя слушать, но только когда мне этого захочется».

А как насчет Марии? Мария не является богиней. Даже если вы верите в то, что ее почитание основывается на почитании более древней языческой богини, христианская Мария - это не богиня. Она простая смертная. Возвысить Марию до уровня бога ради совмещения с виккой разрушает очень важный, даже основной аспект Девы из-за дуальной природы самого Иисуса, как посредника между Богом и человеком, сформированной благодаря его происхождению: от бога и от человека. Почитание ее в качестве богини полностью идет в разрез с христианством. Некоторые католики конечно почитают ее, как таковую, направляя свои молитвы именно к Марии, но это, в формальном смысле, является ересью. Мария, как и другие святые, может выступать как посредница, но она передает молитвы Богу, который на самом деле на них отвечает. Почитание ее как человека противоречит викке, потому что бог и богиня в викке дополняют друг друга и равны. Всезнающий, всесильный Бог и смертная женщина ни в коем случае не равны. Вы не можете просто взять одну теологию, наклеить ее поверх другой, и сказать «достаточно похоже».

Как насчет гностической богини Софии? Гностицизм был заклеймлен христианской церковью как ересь, потому называть любое гностическое верование «христианством» - в лучшем случае, очень сильно подгонять определения. Большинство гностиков описывают себя просто как гностики. Некоторые называют себя гностическими христианами. Но ни один из известных мне не называет себя просто христианином, потому что они отдают должное и признают значительные различия в верованиях гностицизма и христианства.

Как насчет Ашеры, которую когда-то почитали древние евреи? Обратите внимание на слово «древние». Еврейский народ существовал намного дольше, нежели то, что мы отождествляем с иудаизмом. В то время как тора, традиционно говоря, была составлена примерно в 1200г. до нашей эры, зашифрованные, письменные копии появились не ранее 600 г. до нашей эры. Евреи могли почитать Ашеру до того, как им были переданы десять заповедей. Однако в библии полно случаев, когда евреи почитали иных богов, оказывая открытое неповиновение десяти заповедям. В конце концов, даже если евреи и почитали ее, это делает ее в лучшем случае еврейской, а не христианской.

Даже если вы и можете каким-либо образом найти оправдание множеству богов в контексте христианства, есть множество иных вопросов в обеих религиях помимо спорного вопроса о богах.

Сатана – Сатане нет места в викке. Сатана в христианской концепции – воплощение зла, а сверхъестественные способности в викканском контексте имеют тесную связь с природой. Признание Сатаны внутри викки подразумевало бы, что какая-то часть природы по сути своей злая, чего виккане не признают.

Иисус как спаситель – христиане верят, что Иисус важен ради спасения, потому что люди от природы испорченные существа из-за того, что они материальны, либо из-за первородного греха (либо и то, и другое вместе), в зависимости от конфессии. Викка не приемлет то, что мы можем быть испорченными только потому, что мы существуем. Любая испорченность, которая может в нас присутствовать, происходит от нашего собственного выбора поступков, а не от нашей природы.

Первородный грех – викка не признает того, что кто-либо может нести ответственность за грехи другого. Первородный грех передает по наследству вину Евы всем ее потомкам.

Ад для неверующих – викканская толерантность по отношению к другим религиям лишает эту концепцию всякого смысла. А если вы не верите, что неверующие попадут в ад, то от чего же тогда вас спасает Иисус?

Проповедь – Одной из обязанностей христиан является "распространение благого слова ". Это не просто издавна существующая пратика – она библейская. Это не означает навязывание веры другим, но это означает активно проповедовать и/или искать потенциальных новообращенных - ни одна из этих практик не допустима в викке.

Теперь, вы вполне определенным образом можете найти последователей обеих религий, которые не отвечают одному или нескольким вышеуказанным требованиям (христианским или викканским). Проблема в том, что если вы продолжаете делать исключения из «правил» (этот термин используется здесь за неимением лучшего), вы в конечном итоге окончите чем-то совершенно отличающимся от первоначального варианта. Да, некоторые христиане оспаривают существование Сатаны или даже ада. Но если вы просто выбросите Сатану и ад, и первородный грех, и десять заповедей, утверждающих монотеизм, и божественную природу Христа, и необходимость во спасении, почему вы называете то, что осталось, «христианством»?

Единственной опубликованной книгой на эту тему является пересмотренная «Христиано-Викка: Триипостасная традиция», написанная Нэнси Чэндлер Питтман, бросившей вызов после пяти лет:
[i:501d9ff04b]- исследования и сравнения языческого Колеса Года, Каббалы и Гностических евангелий. Поразительные параллели заставили меня гадать, почему никто больше не написал подобной книги для практиков магии [sic], которые придерживаются Викканского Совета (Наставления), но предпочитают не отвергать Иисуса как Господа.[/i:501d9ff04b][2]
Эта достопримечательная заметка по ее "сравнительному изучению" на самом деле христианская, и единственный викканский элемент, который там есть, назван «языческим» таким образом, как если бы эти слова были взаимозаменяемыми. Библейских аргументов, по сути, подозрительно не хватает, возможно потому, что по словам самой Питтман: "[i:501d9ff04b][б]ольшнство информации о каком-либо божестве женского пола или божественном происхождении женщины в библии отсутствует.[/i:501d9ff04b]"[3] Вместо этого ее «христианским» доказательством выступает каббала или гностические тексты, ничего из которых подавляющее большинство христиан не считает христианским. [4] Из этого следует, что Питтман продолжает придерживаться христианства, которое в значительной степени сама же и создала.
Питтманская помесь викки и христианства так же требует наличия Древней Религии, которую католическая церковь специально присвоила, приняв ее божеств как святых, а Саббаты - как священные дни, а так же преобразовала древние ритуалы в мессу.[5] Поскольку викка - современная версия Древней Религии, викка и христианство, таким образом – религиозные кровные братья, в большей степени произошедшие от единого источника, и потому так или иначе сочетаются (по мнению Питманн). Интересно отметить, что даже среди тех, кто идентифицирует себя как одновременно христиане и виккане, существует предвзятое отношение против исторического христианства. В то время, как Древняя Религия естественным образом эволюционировала в современную викку, христианство попыталось ниспровергнуть Древнюю Религию силой и ему пришлось пойти на существенные уступки вроде "вместо языческой троицы, заставим их принять христианскую мужскую троицу."[6]
Питтман определяет христианина просто как того, кто «установил личные отношения с Иисусом и Святой Троицей» [7], в то время, как сама же отвергает общепринятое учение Иисуса: [i:501d9ff04b]"Кто сказал, что викка это неприемлемый способ почитать Святую Троицу? Доверю ли я свою жизнь и свою духовную душу британским последователям [на?] Суде Короля Джеймса?"[/i:501d9ff04b][8] Кому стоит или не стоит доверять в духовных вопросах – это личное дело каждого. Однако сделать вывод о том, что принятые основные источники религии не заслуживают доверия - это значит подорвать саму основу этой религии. Отбросить авторитет библии – и в самом деле заменить его текстами, находящимися за рамками христианства – и продолжать называться христианином, означает применять термин, напрочь лишенный содержания. То, что предлагает Питтман – на самом деле полностью новая религия, а вовсе не новые версии более старых традиций.

Питтманское отношение к викке ничем не лучше, чем [i:501d9ff04b]"следовать викке означает для меня только следование Викканскому Совету, почитание божественного как мужского (Бога) так и женского (Богини), [и] старание жить по троекратному закону кармы так часто, как только это по человечески возможно."[/i:501d9ff04b][9] На самом деле это определение и близко не стоит с определением викки. Огромное количество ведьм, язычников различных традиций, а так же не языческих политеистов могут подойти под это определение, в частности не называя Совет и Закон Троекратного Воздаяния именно этими названиями.

Нет НИЧЕГО плохого в том, чтобы объеденить некоторые христианские и некоторые викканские элементы во что-то совершенно новое. Однако, если вы создаете что-то новое, зачем настаивать на приклеивании к себе ярлыков тех религий, которых вы больше не придерживаетесь? Христианство произошло от иудаизма, однако христиане не утверждают, что они евреи. Если вы верите, что Троица – три различных божества, это ваше право. Однако это НЕ христианское верование. Настаивая на том, чтобы быть сразу христианином и викканином, вы привязываете себя к двум совершенно несовместимым теологиям. Так же нет ничего неправильного в том, чтобы привнести некоторые христианские концепции в вашу викканскую практику или некоторые викканские концепции в христианскую практику. Но ни то, и ни другое не становится при этом «христианской викой».
1 http://www.m-w.com
[2] Nancy Chandler Pittman, http://www.christianwicca.org/predecessors.php. Колесо Года это цикл из 8 праздников в году. Викканский Совет (Наставление) гласит "Если это никому не приносит вреда, делай что пожелаешь."
[3] Pittman, http://www.christianwicca.org/ladygod.php.
[4] Число людей, следующих гностическим текстам, увеличивается. Однако они в целом относят себя к гностическим христианам, или, наиболее часто, к просто гностикам.
[5] Pittman, http://www.christianwicca.org/wicca.php. Маргарет Мюррей в основном сформировала концепцию Древней Религии в «Ведьмовском Культе Западной Европы» и «Бог Ведьм» (Sampson Low, Marston and Co., 1933; reprint, London, Oxford and New York: Oxford University Press, 1970). Ее теории были развенчаны в 1960 годах, кроме того некоторые ученые выразили протест еще в то время, когда книга «Ведьмовской Культ» впервые увидела свет.
[6] Pittman, http://www.christianwicca.org/wicca.php.
[7] Pittman, http://www.christianwicca.org/notpagan.php.
[8] Ibid. Perhaps someone should loan her one of the numerous non-King James Bibles in existence.
[9] Ibid. Троекратный закон гласит, что все поступки возвращаются к пославшему троекратно. Никто на самом деле не может выбрать жить по нему, точно так же как никто не может выбрать жить по закону гравитации.
© Catherine Noble Beyer, 2002 - 2009
© перевод Hechisera